В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка). Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей). Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МБОУ Селивановской СОШ созданы следующие условия: 1. Разработаны и утверждены: - Положение о локальной сети; - Правила работы в сети Интернет и локальной сети; - Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет; - Инструкция для работников МБОУ Селивановской СОШ о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет; - Инструкцию для лица, ответственного за внедрение технического ограничения доступа к информации в сети Интернет в МБОУ Селивановской СОШ; - Инструкция пользователя по компьютерной безопасности МБОУ Селивановской СОШ; - Составлен список электронных ресурсов, информации, доступ к которой обучающихся запрещен и разрешен. 2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля. Какие же опасности могут ждать школьника в сети Интернет (некоторые): -суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
-сайты-форумы потенциальных самоубийц;
-наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”;
-сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие;
-сайты порнографической направленности;
-сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка;
-секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Это может привести к: · Интернет – зависимости, · знакомству с человеком с недобрыми намерениями, · заражению вредоносными программами при скачивании файлов, · неправильному формированию нравственных ценностей, · нарушению нормального развития ребенка. Это не полный список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет–зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр). Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей необходимо следовать единой стратегии безопасности. Совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся необходимо решать следующие цели и задачи: -создание условий для обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет); -формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности; -изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; -формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет; -контроль за деятельностью детей в Интернете с помощью современных программ; -знакомство детей с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научить избегать их;
-формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности и освоение практических навыков работы в сети Интернет;
-отработка навыков и умений у детей: сравнения информации, критического анализа; выделения главных мыслей и грамотного их изложение; восприятия и усвоения услышанного;
-расширение кругозора учащихся;
-формирование информационной культуры.